ТитульнаяКонтакты и схема проезда

НАШИ ПРИНЦИПЫ

  • Учитель замечает и поддерживает проявление инициативы ученика
  • Ученик определяет собственные учебные цели и задачи, проводит контроль и самоконтроль, оценку и самооценку
  • Основа учебного процесса - здоровьесберегающие технологии

ГЭП "Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы"

НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ:
Булин-Соколова Елена Игоревна, к.п.н., директор ЦИТУО
Семенов Алексей Львович, д.ф-м.н, член-корр. РАО, ректор МИОО
Программа эксперимента


Пункт программы

Содержание

1.

Тема эксперимента

Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы
Разработка эффективной модели образовательной среды ГОУ Прогимназии № 1779

2.

Исполнители эксперимента

 Педагогический коллектив ГОУ Прогимназии № 1779

3.

Научный руководитель эксперимента, консультант, эксперт.

Булин-Соколова Елена Игоревна, к.п.н., директор ЦИТУО
Семенов Алексей Львович, д.ф-м.н, член-корр. РАО,
ректор МИОО
Координационный  совет ГЭП
А.Л. Семенов, д.ф-м.н, член-корр. РАО, ректор МИОО
Е.И. Булин-Соколова, к.п.н., директор ЦИТУО
Е.Н. Хохлова, зав. лаб. современных методик и технологий начального образования МИОО
А.Н.Архипова, к.п.н., методист ЦИТУО
Астахов С.В., Егорова Т.Р., Мефтяхетдинова Э.С. - методисты лаборатории  начального образования СВАО

4.

Актуальность темы

      В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира именно начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека.
      Стандарт дает возможность каждому образовательному учреждению создать условия для самостоятельной деятельности участников образовательного процесса. Их инициативность и самостоятельность, ответственность и креативность становятся основными ценностно-целевыми ориентирами.
Главным  ориентиром Прогимназии является Программа развития, отражающая фактические намерения коллектива Прогимназии добиваться позитивных изменений в Прогимназии и выработать механизмы закрепления этих достижений. Существенными элементами программы развития Прогимназии являются:

  • определение специфики ООП НОО в соответствии с потребностями социального окружения Прогимназии, являющегося потребителем образовательных услуг;
  • определение целей и результатов обучения в виде предметных знаний и ключевых компетентностей;
  • определение ресурсов и средств достижения целей и результатов программы;
  • разработка и описание предмета изменений в Прогимназии, которые становятся необходимыми вследствие переориентации начального образования на компетентностный поход.

     Одним из главных условий успешности начального образования является обеспечение соответствующей современным требованием образовательной среды Прогимназии. Создание ОПП НОО требует принципиально нового, компетентностного подхода к формированию образовательной среды начальной школы.

5.

Объект эксперимента

Изменение образовательной среды, обеспечивающее формирование не только предметных знаний, но и ключевых компетентностей.

6.

Предмет эксперимента

Организационно-педагогические и технические условияреализации компетентностного подхода на основе использования современных образовательных и информационно-коммуникационные технологий, других элементов образовательной среды начальной школы.

7.

Педагогическая цель

Повышение качества образования путём формирования не только предметных знаний, но и ключевых компетентностей, развитие информационной культуры учащихся.

8.

Цель эксперимента

Экспериментальная апробация эффективной модели процесса становления и развития компетентностной образовательной среды начальной школы

9.

Задачи

  • Реализация компетентностного подхода в условиях непрерывного образовательного процесса.
  • Качественный анализ учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий за счет наличия школьной информационной среды:
  • Возможность для изучения и преподавания любого общеобразовательного курса, реализации общеобразовательного проекта с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) с фиксацией в информационной среде результатов деятельности учителей и учащихся;
  • Мониторинг здоровья учащихся и сохранение результатов мониторинга в информационной среде;
  • Прозрачность образовательного процесса для родителей и общества;
  • Отработка  системы ИКТ-компонентов учебных программ по общеобразовательным предметам, обеспечивающих формирование ИКТ-компетентности учащихся для всех общеобразовательных предметов
  • Отработка модели ИКТ-насыщенной образовательной среды, направленной на использование различных методов обучения.
  • Отработка модели формирования ключевых компетентностей средствами образовательной среды во внеурочное время.
  • Отработка системы требований к санитарно-эпидемиологическим условиям, связанным с функционированием Прогимназии в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды начальной школы

10.

Гипотеза

       На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. Именно поэтому ООП Прогимназии нацелена:

  • на сохранение и укрепление здоровья и чувство безопасности учащихся;
  • успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности;
  • начало ценностно-смысловой и содержательной ориентации и самоидентификации учащихся в отечественной и мировой культуре.

     К окончанию начальной ступени образования в соответствии с целями ООП и задачами разных видов деятельности младших школьников результаты образования педагогами должны быть представлены через:

  • предметные результаты в виде культурных средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение на последующих  ступенях  общего  образования;
  • описание форм и возрастных границ проявления ключевых компетентностей (коммуникативной и информационной компетентностей, компетентности разрешения проблем);
  • характеристику социального опыта, приобретаемого через общественно-полезные практики.

        Для достижения и фиксации подобных результатов обучения необходимо

  • изменение образовательной среды, как средства достижения предполагаемых результатов обучения;
  • высокая квалификация и компетенция административно-преподавательского состава в области современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий
  • функционирование информационной среды, обеспечивающей фиксацию и сохранение результатов обучения.

11.

Диагностический инструментарий

  • Диагностика учащихся в области постепенного формирования ключевых компетентностей
  • Диагностика педагогов в области владения, необходимыми для решения профессиональных задач образовательными и информационными технологиями.
  • Творческие достижения учащихся и педагогов, представляемых на конференциях, конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня
  • Мониторинг успешности переходного периода от начального образования к среднему
  • Мониторинг социальной успешности выпускников

12.

Критерии оценки ожидаемых результатов

         Постоянный мониторинг состояния информационной среды участников ГЭП, а так же мониторинг учебно-воспитательного процесса и динамики изменения образовательной среды ОУ.
Экспертиза экспериментальной деятельности на базе единой информационной среды, используемой в течение всего времени работы ГЭП. Информационная среда позволяет отследить результаты деятельности всех участников образовательного процесса от разового задания до портфолио, сформированного  за все годы обучения с ее использованием.

  • Результаты  участия  в открытых мероприятий разного уровня по проблемам информатизации начального образования, реализации ООП Прогимназии и проблемам компетентностного подхода и формирования ключевых компетенций в начальном образовании (текстовые и иные материалы)
  • Публикации в научных, методических сборниках и изданиях
  • Сетевое взаимодействие в рамках инновационных Интернет-площадок
  • Результаты, фиксируемые в информационной системе Прогимназии
  • Самоаудит  с анализом результативности экспериментальной деятельности (не реже 1 раза в полугодие)
  • Проведение внешних экспертиз экспериментальной деятельности (текст экспертизы)
  • Экспериментальные диагностические материалы (материалы анкетирования, интервью, тестов, опросов, наблюдений, тексты срезовых работ)

13.

Сроки эксперимента

2009 -2012

14.

Этапы эксперимента

2009 – 2010 учебный год

  1. Начальная переподготовка в области ИКТ-компетентности учителя начальной школы. Освоение работы в единой информационной среде с целью эффективного взаимодействия с другими участниками ГЭП и использования доступа к открытым ресурсам
  2. Организация семинаров и мастер классов в поддержку повышения профессионального мастерства учителя в области организации и использования ИКТ насыщенной образовательной среды
  3. Организация образовательного процесса с активным использованием ИКТ на уроках математики.
  4. Организация использования компьютерного и цифрового оборудования в урочной деятельности.
  5. Организация рабочего места учителя.
  6. Разработка примерного календарно-тематического планирования 1 класса на основе новых стандартов, определяющих основные требования к образовательной среде Прогимназии, с целью достижения наиболее высокого уровня формирования ключевых компетентностей, соответствующих этому периоду обучения.
  7. Подведение итогов работы за год, публикация результатов экспериментальной деятельности в единой информационной среде.
  8. Формирование предметной образовательной среды кабинета начальной школы.
  • Разработка форм представления результатов обучения к концу первого года обучения.

2010 - 2011 учебный год

  1. Основная переподготовка в области ИКТ-компетентности учителя начальной школы, включающая
  • Активное участие детей в работе в информационной среде
  1. Разработка примерного календарно-тематического планирования 2 класса на основе новых стандартов, определяющих основные требования к образовательной среде ОУ.
  2. Введение в1 классах модуля адаптационного периода «Первые шаги в школе»
  3. Апробация учебника «Математика и информатика» Л.С.Семенова, Т.А. Рудченко в 1 классах
  4. Создание образовательного пространства на сайте Прогимназии
  5. Организация на базе Прогимназии постоянно действующего семинара по внедрению ФГОС
  6. Создание ООП Прогимназии
  7. Представление результатов экспериментальной деятельности с учетом использования единой информационной среде

2011 – 2012 учебный год

  1. Разработка примерного календарно-тематического планирования 3-4 класса с целью достижения наиболее высокого уровня формирования ключевых компетентностей и предметных грамотностей, соответствующих третьему и четвертому годам обучения.
  • Разработка методических материалов, описывающих компетентностный подход к формированию образовательной среды ОУ, рекомендации по организации образовательного процесса с  возможностью постоянного использования одного или нескольких компьютеров на предметных уроках в начальной школе, использования Интернет, организации взаимодействия с учащимися и родителями в единой информационной среде
  • Разработка системы аттестации предметных грамотностей и ключевых компетентностей
  • Разработка механизма и критериев оценивания выпускника начальной школы с точки зрения уровня предметных  грамотностей, ключевых компетентностей и социального опыта.
  • Организация и деятельность естественнонаучной лаборатории       начальной школе
  • Организация интегрированной проектной деятельности и интегрированных курсов на основе ИКТ
  • Организация семинаров в области развития образовательной среды (применения средств видеотехнологий и различной цифровой техники в начальном образовании, естественнонаучной и исследовательской работе в начальной школе, обзору постоянно обновляющихся ЦОР и др.)
  • Трансляции результатов экспериментальной деятельности.

     Экспертиза экспериментальной деятельности на базе единой информационной среды, используемой в течение всего времени работы ГЭП. Информационная среда позволяет отследить результаты деятельности всех участников образовательного процесса от разового задания до портфолио, сформированного  за все годы обучения с ее использованием.

15.

Состав участников эксперимента

  • Высококвалифицированные педагоги с повышенной мотивацией в сфере использования новых образовательных и информационных технологий  и средств ИКТ в своей педагогической практике
  • Администрация
  • Специалисты

16.

Функциональные обязанности

см. приложение

17.

База эксперимента

Начальное образование

  • Компьютеризированные рабочие места учителя, специалиста, администратора, включающие цифровую технику и интерактивные комплексы, мобильный компьютерный класс, локальная сеть, доступ к глобальным сетям с каждого рабочего места, в том числе мобильного;
  • Образовательная среда, насыщенная дидактическим оборудованием и оборудованием, позволяющим организовать широкую проектно-исследовательскую деятельность учащихся.

18.

Статус эксперимента

ГЭП первого уровня

19.

Форма представления результатов эксперимента для массовой практики

20.

Научно-методическая обеспеченность эксперимента

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

ГЦП «Столичное образование – 5»

Концепция информатизации образования ДО г.Москвы

  • Окружные стратегии развития образовательных учреждений
  • Научные работы, методические разработки, публикации в области информатизации образования и, в частности, начального образования

Пакет методических разработок МИОО и ЦИТУО, связанный с использованием ИКТ-средств в образовании

  • Инновационный пакет материалов экспериментальной деятельности в области информатизации образования и компетентностной парадигмы образования.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


ПЛАТНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ВОПРОС РУКОВОДИТЕЛЮ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
ОНЛАЙН-ШКОЛА

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА



 
Rambler's Top100