Инновационная деятельность- эффективная часть повышения квалификации учителей и часть механизма управления качеством образования в Прогимназии.
В 2009 году педагогический коллектив стал внедрять ФГОС в пилотном проекте «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы». Приказ № 2058 от 13.10.2009г. Департамента образования г. Москвы в дополнение приказа № 548 от 23.07.2009г.
Экспериментальная деятельность в Прогимназии реализовалась по следующим направлениям:
1. Реализация требований ФГОС на основе эффективного использования возможностей образовательной среды, сформированной на основе компетентностного подхода
В результате организации деятельности по данному направлению учителями были изучены стандарты нового поколения, разработано календарно-тематического планирование 1 классов на основе новых стандартов, определяющих основные требования к образовательной среде, включающего различные варианты формирования и включения образовательной среды в процесс обучения, составлены календарно-тематические планирования с учетом использования ИКТ-насыщенной и предметной среды.
Был разработан и внедрен модуль адаптационного периода «Первые шаги в школе». Внедрение модуля позволило учащимся успешно включиться в учебную деятельность. Учащиеся научились организовывать свое рабочее место, работать в парах и группах, удерживать учебную задачу, оценивать свой ответ по «волшебной линеечке». Учителями было составлена тетрадь для адаптационного периода, которую необходимо напечатать.
2.Организация образовательного процесса с активным использованием ИКТ на уроках. Использование компьютерного и цифрового оборудования в урочной и во внеурочной деятельности
Учителями-экспериментаторами Павловой Н.Г., Курилович В.А. и Минаковой Ю.С.была разработана новая конструкция урока с использованием ИКТ-насыщенной среды. На уроке работали одновременно два учителя: учителя начальных классов и учитель информатики.
В новом учебном году необходимо поставить задачу перед учителями 1 классов проведения уроков самостоятельно с использованием компьютерной техники. Учитель информатики должен обеспечить техническую поддержку урока.
Учителями было создано образовательное пространство на сайте Прогимназии, которое создало условия для индивидуального обучения учащихся. Из-за недостаточного уровня сформированности ИКТ-компетенции у учителей начальных классов пространство заполнялось учителями несвоевременно. В новом учебном году Гелашвили Т.Н.необходимо повысить качество обучения учителей по созданию образовательного пространства. Рекомендовать учителям 1 и 2 классов размещать в информационном пространстве обучающие, тренинговые и контролирующие материалы.
3.Организация рабочего места учителя.
Каждое рабочее место учителя было оборудовано компьютером, проектором, экраном, принтером, получен передвижной мобильный класс. Каждое рабочее место укомплектовано предметной средой в полном объеме Необходимо дооборудовать рабочие места цифровым оборудованием: фото- и видео.
Результатом экспериментальной деятельности в рамках ГЭП «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы» стали следующие продукты:
- основная образовательная программа Прогимназии,
- организованная предметная среда Прогимназии,
- Онлайн-школа на сайте Прогимназии,
- модуль адаптационного периода «Первые шаги в школе»,
- тетрадь дидактических материалов к адаптационному периоду
- рабочие программы по предметам с применением ИКТ-насыщенной и предметной среды
- статьи учителей
- постояннодействующий окружной семинар по внедрению ФГОС
Основные результаты эксперимента к концу второго года работы:
- Повышение квалификации учителей
100% учителей Прогимназии обучены на рабочем месте, 25% учителей прошли обучение на базе МИОО.
2. Разработка учителями первых классов образовательного пространства в единой информационной среде MOODL
Учителя 1-х классов Павлова Н.Г., Курилович В.А., Минакова Ю.С. организовали работу в пространстве Онлайн-прогимназии. Все ученики зарегистрированы и ежедневно работали в образовательном пространстве. Учителя регулярно выкладывали материалы по урочной и внеурочной деятельности, фото и видео отчеты о мероприятиях, в которых участвовали учащиеся 1-х классов. Все родители имели доступ в пространство.
3. Введение в учебный план курса «Математика и информатика» Семенова А. Л., Рудченко Т. А.
Все учителя 1 классов апробировали курс «Математика и информатика» Семенова А.Л., Рудченко Т.А. Учащиеся работали в информационной среде, в учебниках и выполняли все проектные работы из тетради проектов. Все задания тщательно проанализированы. Учителями составлены аналитические материалы.
Учителями была составлена следующая таблица положительных и отрицательных тенденций
положительные | отрицательные |
работа по данному курсу это - наглядно, красочно, информативно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения | Отсутствие 4 и 5 части учебника осложнило работу учителей |
использование имеющихся готовых программных продуктов | Скорость формирования ИКТ-компетенции учителя и масштабы работы, которые должен учитель выполнить не совпадают. |
применение учебных программных средств (обучающих, закрепляющих, контролирующих) | Недостаточный уровень владения технологией деятельностного метода |
осуществление поиска необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам |
|
разработка тестов, заданий, используя готовые программы - оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное обучение, работая в пространстве ОН-ЛАЙН ШКОЛА Прогимназии 1779 |
|
возможность непрерывного образования в период карантина или дополнительных каникул |
|
заинтересованность и внимание со стороны родителей к обучению ребёнка, благодаря возможности видеть ими результативность обучения |
|
связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология) |
|
4. Предметная среда Прогимназии
В Прогимназии созданы кабинеты естествознания, лего-кабинет, кабинет технологии, кабинет психологической разгрузки для учащихся, музыкальный кабинет. Учителями естествознания составлены рабочие программы с использование предметной и ИКТ-насыщенной среды с использованием продукта «Окружающий мир 1-4» 1С «Кирилл и Мефодий», учителями технологии созданы модули в курсе технологии с использованием станков UNIMAT, бисероплетения, художественного и прикладного творчества.
В кабинете психологической разгрузки организованы занятия по развитию мелкой и крупной моторики, развитию внимания, памяти, мышления, коммуникативных навыков с использованием предметной среды. В лего-кабинете проводятся занятия по лего-конструированию.
Составлены программы развивающих курсов «Наблюдение за погодой», «Весовые измерения», «Фильтрация воды», «Звук и тон», «Электрические цепи», «Постоянные магниты», которые проводятся во второй половине дня.
Каждый кабинет начальных классов оснащен экраном, проектором и компьютером для учителя. Функционируют 2 кабинета информатики и передвижной мобильный класс.
В информационной среде работают не только ученики 1 классов. Учителя 2-х классов проводят уроки в кабинете информатики по графику, используя ЦОР.
5. Трансляция опыта
Результаты экспериментальной деятельности представлены в опубликованных статьях учителей Прогимназии:
1. «Работа с кадрами в условиях перехода на ФГОС» - З.С. Строчкова,
«Учительская газета» № 44 от 02.11.2010
2. «А я расту! Особенности безотметочного оценивания на уроках
окружающего мира» Харлакевич С.А., «Учительская газета» № 43 от26.10.2010
3. «Стартовый образовательный модуль для 1 класса» Павлова Н.Г.,
Курилович В.А., Минакова Ю.С., «Учительская газета» № 3-4 от25.01.2011
4. «Переходим на СПО» К.А. Сорокин, «Учительская газета» № 3-4 от25.01.2011г.
5. «Учимся, играя. Рабочая тетрадь для работы в адаптационный
период» Павлова Н.Г., Курилович В.А., Минакова Ю.С., «Учительская газета» № 8 от 22.02.2011
Результаты экспериментальной работы транслируются через постоянно- действующий окружной семинар «Внедрение ФГОС в начальной школе».
Программа постоянно действующего семинара:
№ | Тема занятия | Участники | Дата проведения и время проведения | Место проведения |
1 | Внедрение ФГОС. Адаптационный период в 1 классе | Учителя начальных классов, зам.директора по ЭР, УВР | 23.11.2010 | Ул. Седова д.12 |
2 | Работа с кадрами в условиях перехода на новые образовательные стандарты в начальной школе | Учителя начальных классов, зам.директора по УВР | 14.12.2010 | Ул. Седова д.12 |
3 | Система оценки достижений планируемых результатов. Безотметочная система оценивания | Учителя начальных классов, зам.директора по УВР | 18.01.2011 | Ул. Седова д.12 |
4 | Стандарты нового поколения по ИКТ в начальной школе. Внедрение курса «Математика и информатика» Л.Семенова, Т .Рудченко | Учителя начальных классов, зам. директора по ЭР и УВР | 15.02.2011 | Ул. Седова д.12 |
5 | Использование предметной и ИКТ-насыщенной среды в начальной школе | Учителя начальных классов, зам. директора по доп.образованию, зам. директора по УВР | 15.04.2011 | Ул. Седова д.12 |
Качественные показатели результатов экспериментальной деятельности:
Для ученика:
1. Повысилась учебная мотивация учащихся
2. Сформированы ключевые компетентности: самостоятельная работа с информацией, оценочные умения, пользователь информационной среды (работа в Интернет, пользователь инструментов образовательной среды компьютерного учебника, создание компьютерных проектов в ПервоЛого, работа во FLASH), умение работать в группах, парах.
3. Увеличилось количество проектных и творческих работы учащихся, представленных на конкурсах
Для учителя:
1. Количество публикации учителей
2. Сетевое взаимодействие в рамках инновационных ИНТЕРНЕТ- площадок
3. Умение создать урок в компетентностном подходе
4. Приобретение ИТ-компетенций
Для администрации:
1. Создание образовательного пространства Прогимназии, соответствующего ФГОС второго поколения.
Для родителей:
1. Прозрачность образовательного процесса для родителей в Онлайн- школе Прогимназии
2. Онлайн-школа объединяет родителей и учащихся в учебно- воспитательном процессе.
Задачи на новый учебный год
1. Продолжить работу по формированию ИКТ-грамотности учителя
2. Продолжить работу над организацией урока в системно-деятельностной парадигме
3. Продолжить организацию оценочной деятельности уровней сформированности компетенций у учащихся
4. Разработать критериальную оценку реальных достижений учителей в осуществлении индивидуализации и в организации системно-деятельностного урока
5. Продолжить работу по межпредметной интеграции учебного плана