Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Целью проектной деятельности являетсяпонимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Проектный метод направлен на развитие критического, творческого мышления, умения работать с информацией, работать в коллективе, владеть культурой коммуникации. Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.
При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) решается несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Проектная деятельность младших школьников способствует:
• обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
• развитию творческих способностей и активности учащихся;
• формированию проектного мировоззрения и мышления;
• адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
• формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Основными этапами проекта являются следующие положения:
• Найти проблему – что надо изучать?
• Тема – как это назвать?
• Актуальность – почему эту проблему нужно изучать?
• Цель исследования – какой результат предполагается получить?
• Гипотеза – что не очевидно в объекте?
• Новизна – что нового обнаружено в ходе проекта?
• Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально?
• Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме?
• Методика исследования – как и что исследовали?
• Результаты исследования – собственные данные.
• Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
• Значимость – как влияют результаты на практику?
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно.
Метод проектов в начальной школе направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности
Еще одно неоспоримое достоинство проектирования заключается в том, что учителя получают возможность увидеть скрытый потенциал ребенка, осознать его успешность вне узких рамок своего предмета, увидеть индивидуальный ключик к раскрытию творческих и интеллектуальных задатков отдельно взятого ученика. Конечно, подготовка ученика к защите проекта очень трудоемка для учителя и требует использования большого количества внеурочного времени. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст.
Некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:
1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
3. Ознакомление с методами исследования.
4. Составление плана работы.
5. Поиск противоречий.
6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
7. Предзащита работы.
8. Окончательное оформление и защита работы.
Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения эффективно применяется уже в начальных классах. Проектная деятельность является ведущей в ГОУ Прогимназии №1779. В течение учебного года проходят общешкольные проекты, ведутся общеклассные и индивидуальные проекты.
В результате проектной деятельности в ГОУ Прогимназии №1779 в прошлом 2009-2010 учебном году победителями окружного и городского конкурсов проектных работ «Умники и умницы 2010» стали ученики 4 «А» класса Калита Иван и Савин Максим за проектную работу: «Свиблово - страна моего детства», ученики 3 «Б» класса Юрий Никита, Кулешов Арсений, Цыпкин Денис за исследовательскую работу: «Как мы фильтровали воду и изучали почву».
В 2009-2010 учебном году ученики 4 «А» класса Калита Иван и Савин заняли второе место на окружном конкурсе «Юные таланты Московии» под девизом «И внуки восславят радость победы» (по жанру – мультимедийный проект)
Проекты прогимназии, занявшие призовые места на «Ярмарке идей 2010»:
- «Задачник - сказочник»
- «След Великой Отечественной войны в моей семье»
- «Я шагаю по Москве»
- «Традиции русского народа»
Интересны темы общеклассных проектов 2010 -2011 учебного года:
- «Москва – театральная!»
- «Космос. Вчера. Сегодня. Завтра»
- «Проект школьной спортивной площадки»
- «Что я могу сделать с мусором? Проблема утилизации отходов»
- «Занимательная математика для каждого»
- «Времена года в литературе и живописи»
- «Литературные памятники Москвы»
- «Многоликая Россия»
- «Удивительный мир домашних животных»
- «Интересное рядом с нами»
В ГОУ Прогимназии в этом 2010-2011 учебном году прошли общешкольные проекты: «19.10.11», посвященный «Дню лицея» (сентябрь – октябрь), фотопроект «Животные глазами детей» (октябрь), «Проект школьной спортивной площадки» (ноябрь), идут общеклассные проекты
(сентябрь - декабрь).
Приглашаются все желающие для участия в общешкольном фотопроекте в феврале – марте 2011 года!
Планируется провести научно - практическую конференцию (март 2011г.) и ежегодную «Ярмарку идей» (2 апреля 2011г.), где будут представлены лучшие общеклассные и предметные проекты.
В результате проектной деятельности дети приобретают следующие компетенции:
• умение работать в команде;
• умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
• умение выполнять исследовательскую работу;
• гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;
• развитые коммуникационные навыки.