Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений.
Естественнонаучная компетентность младшего школьника относится к интеллектуальной компетентности и предполагает формирование способов ориентирования в окружающем мире, создание единой картины мира.
Условиями формирования естественнонаучной компетентности младшего школьника можно выразить словами: "Для развития ребенка решающим является не формирование продукта в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь" (А. Лобок). Эта идея лежит в основе исследовательской направленности образовательного процесса в начальной школе.
Междисциплинарность (конвенгертное образование) - основа новой системы организации современного образования и науки.
В настоящее время особое значение приобретает вопрос междисциплинарной подготовки кадров. Для развития междисциплинарных исследований, конвенгертных наук нужны люди, более широко образованные, которые могут разбираться в разных науках. Основы конвенгертного мышления закладываются уже в начальной школе.
Концепция естественнонаучного образования Прогимназии решает следующие задачи:
- развитие познавательных способностей младших школьников;
-обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование у младших школьников навыков исследовательского поиска.
- формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности
Для решения поставленных задач предполагается:
1. Создание учебных курсов и программ естественнонаучного направления, в основе которых – использование цифровых мини-лабораторий и цифровой техники
2. Использование учебно-методических комплексов, в основе которых – экспериментальная деятельность учащихся
3. Участие в межшкольных проектах в сети ИНТЕРНЕТ и конкурсах проектных работ округа и города
Структура реализации исследовательского обучения в Прогимназии