ТитульнаяКонтакты и схема проезда

НАШИ ПРИНЦИПЫ

  • Учитель замечает и поддерживает проявление инициативы ученика
  • Ученик определяет собственные учебные цели и задачи, проводит контроль и самоконтроль, оценку и самооценку
  • Основа учебного процесса - здоровьесберегающие технологии

Стоп! вот мы и попали в ловушку из которой выбраться будет очень нелегко. Мы готовы примириться с тем, что малыш оказался не того пола, который был задуман, прощаем ему бабушкины серые глаза вместо папиных голубых, но часто приходим в ярость от того, что малыш не похож на нас по характеру, что у него иной темперамент, что он вообще не такой, как мы. Едва начав держать головку, малыш начинает заявлять о себе, как о личности, и если эта личность не похожа на маму с папой, родители приходят в негодование: "Веретено, ни секунды не посидит!" - возмущается спокойная, уравновешенная мама. "Вялый, пассивный, с места не сдвинешь!" - недоволен решительный, темпераментный папа.
Начинается многолетняя, непримиримая борьба. Если "победите" вы, малыш смирится со своей непонятостью и станет "послушным": безынициативным, серым существом, начисто лишенным способности к творчеству, расплачиваясь за вашу победу неврозами, депрессиями, аутизмом. Ну, а если ребенку повезет, и он сумеет выстоять в этой борьбе, то не удивляйтесь, что он начнет проявлять свое "я" агрессивными способами: истериками, хулиганскими выходками, уходом в дурные компании.

Но можно уладить дело иначе. Достаточно с самого начала признать за ребенком право быть непохожим на нас и вообще на кого бы то ни было и научиться понимать и принимать его таким, какой он есть.
Причины психологических и поведенческих различий между людьми так глубоки и сложны, что современная наука (психология, нейрофизиология) только-только подбирается к их изучению. Многие из них связаны с тем, какое полушарие мозга является у человека ведущим. Наш мозг асимметричен, и в коре его полушарий расположены центры, отвечающие за различные функции и виды деятельности. Левое полушарие - "аналитическое", оно дробит целостный образ на знаки, систематизирует их, благодаря ему человек воспринимает мир как совокупность знаковых систем. Правое полушарие - интуитивно-образное, его работа строится иначе: информация поступает сюда нерасчлененной и воспринимается как единое целое. Левое полушарие помогает нам говорить и понимать речь, считать и разбираться в схемах и картах. Благодаря правому, "творческому", полушарию мы способны рисовать и наслаждаться живописью, сочинять и слушать музыку, испытывать озарения и творческие порывы.

У каждого человека доминирует одно из полушарий. Значительная часть людей левополушарны (как правило, все они правши), у ярко выраженных левшей доминирующее полушарие - правое, но и среди правшей немало таких, у кого правое полушарие больше влияет на сознание, чем левое. У таких людей могут быть равно активны обе руки; при ведущей правой руке может доминировать левый глаз или ухо. Иными словами, правое и левое полушарие могут по-разному взаимодействовать друг с другом, а это, в свою очередь, повлияет на то, будет человек "технарем" или "гуманитарием", романтиком или прагматиком. (Подробнее о нейропсихических особенностях право- и левополушарных детей можно прочесть в книге В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман "Мальчики и девочки, два разных мира", откуда и получена эта информация)

Тонкие процессы, происходящие в нашем мозгу практически не поддаются корректировке, их можно только грубо нарушить, а значит поломать психику и исковеркать судьбу вашего ребенка. Вы можете сколько угодно заставлять малыша ходить "на музыку", которую он ненавидит, но он не только не будет музыкантом, но, скорее всего, вообще никогда в жизни не подойдет к инструменту после окончания школы, если по психическому складу ему ближе словесное творчество. И даже закончив из-под палки экономический ВУЗ, потому что "легче будет устроиться", ваш ребенок вряд ли станет хорошим профессионалом, если по типу характера он - созерцатель.
В зависимости от взаимодействия правого и левого полушарий, и, возможно, еще от каких-то неведомых нам причин, дети по-разному воспринимают информацию, используют для связи с окружающим миром различные каналы. Одним легче выразить себя в слове, для других гораздо важнее цвет, третьи лучше всего воспринимают и выражают информацию с помощью схем и таблиц, стихия четвертых - звук и музыка.

Определив психологический тип ребенка, мы сможем не только развивать его врожденные способности, но и вообще научиться лучше понимать малыша, найти с ним "общий язык", выстроить систему обучения таким способом, чтобы он смог получать информацию наиболее естественным и доступным для него способом. А значит, сделаем так, чтобы наш ребенок был счастлив, чувствовал себя понятым и любимым, не испытывал стрессов при учебе в школе, имел возможность заниматься творчеством.

Оговорюсь сразу, что в основе моей статьи не лежат серьезные научные исследования или статистические выкладки, только мой личный материнский и педагогический опыт. За годы работы с детьми разных возрастов я выделила для себя, в зависимости от того, какой канал восприятия и выражения ближе ребенку, четыре основных типа характера. Хотя, конечно, не стоит стремиться обязательно впихнуть малыша в "прокрустово ложе" психологической классификации. Достаточно лишь попытаться понять: а как мне лучше вести себя с малышом, чтобы он меня понял? Что мне нужно знать о нем, чтобы понять его?

"Ребенок слова" Большинство детей этого типа - правополушарники, то есть, склонны к интуитивному, а не аналитическому восприятию. Такие малыши, как правило очень рано начинают говорить, причем не пытаются имитировать отдельные слова, а стремятся воспроизвести поток речи, из которого, по мере совершенствования артикуляции, постепенно начинают выделяться слова. Эти дети очень общительны; обладая не по возрасту развитой речью, они стремятся, прежде всего, к общению со взрослыми, но если у них есть братья или сестры погодки (или близнецы), они могут надолго задержаться на стадии "своего" языка, на котором будут вести друг с другом долгие таинственные беседы.

"Ребенок слова" обожает слушать чтение вслух. Несмотря на то, что такие дети, как правило, очень рано и почти безо всякого обучения начинают читать самостоятельно, они еще долго нуждаются в том, чтобы им читали взрослые. Очевидно, восприятие информации на слух для них тоже очень важно.

Многие дети этого психологического типа обладают "врожденной грамотностью": умением писать без ошибок не зная правил, и в этом случае не надо заставлять их заучивать орфограммы и подбирать проверочные слова: этим можно разрушить внутреннее чувство, а научить малыша стандартным орфографическим приемам вряд ли удастся. В то же время такие дети, как правило, не очень хорошо усваивают грамматику, могут испытывать трудности при определении падежей, разборе предложений.

"Словесные" дети очень легко выучивают иностранные языки методом "погружения", но в школе могут испытывать с ним некоторые трудности. Школьная методика, при которой основное внимание уделяется грамматике и заучиванию слов для них не подходит. Лучше постарайтесь отдать малыша на хорошие курсы, желательно раньше, чем ему успеют привить отвращение к самому процессу изучения иностранных языков.

Нельзя сказать, что у таких детей нет математических способностей. Более того, почти все выдающиеся математики и физики (Эйнштейн, Ландау, Лобачевский) были правополушарниками. Но именно "дети слова" чаще всего оказываются среди двоечников по точным предметам. Им, например, трудно бывает решить задачу, потому что они начинают вчитываться в сюжет, сопереживать зайчикам и ежикам из условия и часто не могут понять, почему им говорят, что эта задача такая же, как предыдущая, если там говорилось про яблоки, а здесь - про грибы. В этом случае надо научить малыша "уходить" от условия, например, с помощи рисунка или схемы. Поскольку "дети слова" чаще всего - правополушарники, им трудно изучать математику по принятой в средней школе стратегии: учитель объясняет приемы решения задач определенно типа, дает формулу или теорему, которую надо заучить наизусть, а затем навыки отрабатываются до автоматизма. Зато в математических кружках, где для решения задач требуется интуиция и внутренне чутье (правое полушарие!) они вполне могут найти себя или, во всяком случае, полюбить точные науки.

Эти дети обладают очень развитым текстовым мышлением, лучший метод обучения для них - самостоятельная работа с книгой, в том числе с научной и справочной литературой. В написании различных сочинений, эссе, рефератов и статей им обычно нет равных.
Как правило, "дети слова" мечтают заниматься в жизни тем, о чем они в данный момент читают в книге, поэтому нужно понемногу помогать им выборе профессии. Вообще, не стоит думать, что из "ребенка слова" может выйти только гуманитарий. Под влиянием личности талантливого учителя или интересных книг он может стать прекрасным биологом, психологом, врачом. Благодаря своей гиперконтактности, "дети слова" обычно преуспевают в профессиях, связанных с интенсивным общением.

"Ребенок слова" обычно очень доверчив: слово для него настолько весомо, что он не может заподозрить, что ему говорят неправду. Малыш будет до последнего верить в Деда Мороза, волшебную палочку или аиста, приносящего младенцев, если вы убедите его в их существовании. С другой стороны, среди таких детишек встречаются виртуозные врунишки, рассказывающие настолько увлекательные истории из своей жизни и жизни своих близких, что им наивно верят даже искушенные взрослые. Но такое вранье абсолютно невинно и бескорыстно. Застуканный с поличным, малыш совершенно искренне скажет, что он не врал, а фантазировал или что пока рассказывал, ему и самому казалось, что так оно и было. Если ребенок счастлив, у него есть друзья и возможность заниматься творчеством, если вы не слишком ругаете его за плохие отметки по точным предметам, "вранье" пройдет само собой.

Если вашему ребенку посчастливится, и он найдет себе приятеля такого же склада характера, они с наслаждением будут играть в хитроумные "словесные" игры с продолжением, предаваться длинным уединенным беседам. Надо сказать, что такие дети, как правило, начисто лишены азарта, поэтому редко добиваются спортивных успехов и почти не интересуются играми, построенными на соревновании. Зато часто они способны сидеть, подолгу глядя в одну точку, а на возмущенные вопли родителей :"Почему ты ничего не делаешь?" отвечают: "Ты что, не видишь, я же играю!"

Полная противоположность "ребенку слова" - это "ребенок знака". В основном это ярко выраженные "левополушарники", аналитики и изобретатели. Эти малыши обычно не торопятся с речью: помалкивая до поры до времени, они накапливают информацию о языке, зато потом почти сразу начинают говорить длинными фразами и целыми периодами. Это, конечно, не повод мало разговаривать с крохой: наоборот, ему необходимо полноценное общение с вами, чтобы как следует "изучить" язык. Старайтесь побольше читать "молчунам": они обладают великолепной памятью, и, заговорив, вскоре начнут поражать вас, рассказывая наизусть стихи и сказки, которые слышали давным-давно. Дети этого типа редко испытывают трудности при обучении чтению, но им, как правило, нужно объяснить логику превращения букв в звуки. Для них замечательно подходят те методики, в которых есть внутренняя логика и четкий алгоритм. Лучше всего такие дети обучаются читать по системе Зайцева.

[1] > 2 < [3] [4]

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


ПЛАТНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ВОПРОС РУКОВОДИТЕЛЮ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
ОНЛАЙН-ШКОЛА

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА



 
Rambler's Top100